Чуть менее, чем за 140 часов, я пробежала эту великолепную игрулю. На самых изичах, конечно, но все диалоги, книжки и прочее читала вдумчиво, а квесты сделала почти все. Времени на полное прохождение там действительно требуется немало.
Сначала о ПЛЮСАХ.
— Много интересных историй и событий. Сюжет по сути не так уж сложен, но детали, побочки и вот это всё просто прекрасно. Нету откровенных гриндоквестов, т.е. ни разу за всю игру у меня не было ощущения, что я занимаюсь каким-то сраным филлером. За счёт чего это было достигнуто, мне лично непонятно.
— Основной сюжет драматичен, не сразу очевиден, и все основные квесты, в том числе и личные компанейские, поражают количеством ВОТЭТОПОВОРОТОВ. Каким бы прохаванным игрок ни был, а Дейран картонным часть из них не предсказывается вообще никак. И в самых неожиданных местах начинается такое...
— Вариативность. Главное — она есть! Не псевдохерня для замыливания глаз, а реальная такая. И малые, и большие решения рано или поздно дают о себе знать, и дело не только в финальных "слайдах", по ходу дела тоже всё-всё связано между собой.
— Живой и подвижный мир. Практически всё, что ты делаешь, комментируют соратники, а многие выборы отражаются на самых разных плоскостях геймплея. Когда я по сюжету сменила "мифический путь" развития на дракона, мне даже предложили сменить аватарку! А играя за мифического трикстера, я и сама не знала, к какому непредсказуемому балагану приведёт половина его реплик) трикстер вообще прекрасен, он ходит на заседания тайной ложи через портал в шкафу
— Всякое разное разнообразие. Есть бой, к которому не применяется пониженный уровень сложности, и он дико хардкорный. Есть бой, который нельзя провести на отыбись, а только в пошаговом режиме. Есть загадки и классические головоломки, интересные подсказки к ним, есть охренительный лорный квест, которого нет в журнале, но его можно сделать по собственной инициативе (ближе к концу далеко не все игроки читают описание мусора, собранного в инвентарь). Есть даже скрытые концовочки для самых сообразительных — я к ним не отношусь, но механику уважаю, а мой собственный финал меня вполне устраивает. Тут же и город, у которого шевелятся улицы и дома аки лестницы в Хогвартсе, и занятное управление армией, где повседневные заседания ощутимо влияют на то, что, как и в каких количествах в ней происходит. Сочненько.
— Кстати об армии и глобальной карте: как только ты привыкаешь к определённому геймплею, чувствуешь себя как дома, он тут же кардинально расширяется и меняется. Это происходит минимум 4 раза! От глобальной боёвки я не отмахивалась (её можно отключить вообще), и она даже стала нравиться. Похоже на героев 4, только более упрощённо. Ничего особенного, но в канву личного повествования оно вплетается хорошо.
— Музыкальное сопровождение. Лучше, чем это, и представить не могу. Именно что "сопровождение". Как же доставляет и волнует музыка, как добавляет и усиливает она атмосферу прямо по ходу квестов и диалогов! Ты уже по музыке в начале диалога понимаешь — вон он, сюжетный момент; сейчас всё перевернётся с ног на голову, будь осторожен и внимателен! Каждый мифический путь тоже имеет свою собственную тему, и когда она звучит, ты чувствуешь, что это — твоя история, индивидуальная. Что всё, сказанное и сделанное сейчас, это не путь командора крестового похода, а твой, личностный. Очень и очень.
— Спутники интересно пиздят между собой и по квестам. Количество бантеров на привале вообще БЕСКОНЕЧНО
— Регилл

А теперь и о МИНУСАХ.
— Половина сопартийцев — унылое говно, ещё часть — картон, ещё часть — и то, и другое сразу. Есть товарищ, которого желательно убить. Другую мамзель и желательно, и хочется. Если брать с точки зрения симпатии, то мне понравилось буквально 3 человека, из которых 1 — двое по 0,5. а их 12.
— романы тоже картон, единственный адекватный выбор для адекватного перса любого пола это раскаивающаяся суккуба. И если у мужика или женщины на Арушалай не стоит, то... В общем, это первая игра, в которой я не романсилась, а гордо ушла в закат. Не думала, что такой день когда-нибудь настанет. Женщина ещё может выбрать нерешительного братишку или аморального графа, чисто на потеху своих кинков, но у адекватного мужика вариантов почти нет... плохо быть мужиком в этой игре, плохо.
— притянутая за уши повестка. Ну ребята, её слишком много. Очень. Я с некоторым неудовольствием, но смирением отнеслась к тому, что 99% всех значимых персонажей — женщины, а 70% населения Голариона — чернокожие женщины-геи-паладины без преуменьшения, именно так. Ну негры, ну женщины в доспехах, ну лесбиянки в официальном браке среди первых значимых нпс (они были в оригинальной настолке и всё такое). Но как-то все слишком. Я бы даже сказала слишком-слишком. Не верится в такой райский сад на просторах магического псевдосредневековья. Они там столетиями колдунов сжигали, которые вместо жреческой магии использовали обычную, а вы тут рассказываете, что в рядах крестоносцев половина контингента — женщины с дрыном наперевес и гейство никого не смущает. Ну нет, это не логично, не бывает так. Можно развести дискуссию об античности, но игра на античность совершенно не тянет — это смесь всего со всем, и позднее средневековье тут преобладает.
Т.е. даже не так. Повестка и разнообразие нужны, но нужны они в адекватных количествах, адекватном виде, а не гротескном. Игрок зачастую не тупое быдло, у него есть мозги, чтобы думать, и сердце, чтобы переживать. Он и сам поймёт посыл толерантности и примет его, как свою собственную мысль. Если на него не давить со всех сторон, а выражаться по-обыденному умеренно.
Признаться, даже мне, легко закрывающей глаза на самую разнообразную повестку, местами было сложно проникнуться характерами и ситуациями, — настолько агрессивно, неизящно и без любви это было преподнесено.
— Сюжетные баги ближе к концу. Часть квестов, в том числе и "мифический" драконий, не срабатывают, а про слайды в титрах, которые тупо потерялись, уже и молчу. Что стало с компаньонами, я так и не узнала, т.к. в финале показали буквально Аневию и Зосиэля — и всё.
— Часть финала, касающаяся Мировой Язвы, из-за которой весь сыр-бор, у меня содержала всего два варианта, один дефолтный и один по пути моего мифика. И я выбрала дефолт, потому что драконий вариант просто ужасен. Не говоря уже о том, что он перечит самой сути пути дракона. Это фиаско, котаны.
— Регилла нельзя романсить.

В целом мне понравилось, много всего и всякого, история интригует. И в отличие от пилларки, интрига цепляет не ближе к финалу, а ближе к середине — сомнительный успех, но уж какой есть. Большая часть продолжительных квестов складывает картинку в общий паззл, любовно и непротиворечиво. Мифический путь здорово влияет на выборы и сюжет.

С удовольствием послушала бы кого-то, кто тоже в это играл. В командочке нас всего двое прошло, а третий лишь на подходе)